А. Чернякова: "Я всегда была бунтаркой"

Анна Чернякова прошла путь от «ну пусть попробует» в школьной секции до побед на международной арене. Сегодня у неё день рождения, и это отличный повод познакомиться с Аней поближе. В нашем обстоятельном разговоре по душам Анна вспомнила, как тренировалась с мальчишками в холодном ангаре при –25, почему однажды сама провела тренировку вместо наставника, порассуждала о гегемонии Петербурга в пляжном футболе, работе с детьми, умении играть «везде по чуть-чуть» и о том, как спустя десять лет судьба вновь привела её в «Кристалл»:

В: Начнем с истоков. Ты родом из Карелии, как прошло твое детство, что привело тебя в спорт и как итог в футбол?

О: Я с самого детства больше склонялась к мужским играм: по гаражам поползать, мяч попинать. В школе у нас была секция: зимой – хоккей, летом – футбол. Играла я всегда с парнями, и мне, в принципе, это нравилось. Это было в первом классе. Во втором классе пришла учительница физкультуры и сказала о том, что на территории школы есть футбольная секция для мальчиков, кто хочет пойдемте. Я спросила, можно ли мне тоже попробовать, она ответила: «Ну пойдем, спросим». Мы пришли к тренеру и я на всю жизнь запомнила, как это было: стою маленькая я, стоит учитель и стоит тренер. Вот девочка тоже хочет заниматься, с парнями всегда бегала. Тренер на меня пристально так посмотрел несколько секунд, плечами пожал: «Ну пусть попробует». В итоге с этого «ну пусть попробует» одна я продолжила из класса заниматься футболом. Потом меня подняли в группу с ребятами постарше, хотя я должна была играть с парнями на два года младше. Благодаря этому поехала на турнир в Лодейное Поле, где как раз в этот момент находилась женская команда. Там увидели, что я играю за мальчиков, живу недалеко, и в итоге я продолжала тренироваться с парнями у нас в городе, а когда были какие-то женские соревнования, мне звонили, я приезжала за несколько дней и уезжала с девочками на соревнования.



В: Родители не протестовали, что их дочка выбрала не самый привычный для девочки вид спорта?

О: У родителей было много своих забот, и, я думаю, они были рады, что я всерьез занималась спортом. Вообще, я перепробовала многое: занималась бисероплетением, ходила на каратэ, ходила на танцы, так как у меня бабушка хореограф, папа выступал в танцевальных коллективах всё детство и юность до армии. Но в итоге отложился именно футбол. Недалеко от дома, добираться до тренировок, несмотря на возраст, могла сама, поэтому родители были не против. Они видели, что мне это нравится, и иногда использовали это в качестве стимула: «Плохо учишься на тренировку не пойдешь», «Что-то не сделала на тренировку не пойдешь». А я тренировками очень дорожила и не хотела пропускать ни одну из них. Даже когда у нас тренировки проводились зимой в холодном ангаре с отсутствующим отоплением, при –25 на улице, я всё равно приходила на тренировки, не пропускала ни одной. Старалась цепляться за каждую возможность, поэтому я, наверное, могу играть на любых позициях. Когда у парней кого-то не хватает, мне говорили: «Иди сыграй там», я спокойно играю: тут три минуты, там пять минут… Так набиралось, и постепенно это превратилось в мое конкурентное преимущество.


В: Кто был твоим первым футбольным наставником, какие основные ориентиры из футболистов у тебя были по жизни, как они менялись?

О: Первый мой тренер, Ершов Сергей Владимирович – это как раз он сказал: «Ну пусть попробует», и вот «пробую» я уже порядка двадцати лет. Огромное спасибо ему за то, что тогда, когда женский футбол был вообще не распространен, он увидел, поверил, дал мне возможность проявить себя. Если откатиться на пятнадцать – двадцать лет назад, то когда я говорила, что играю в футбол, у людей появлялся ужас в глазах: «Что? Как? Девочка играет в футбол?» Это был нонсенс. А если я сейчас говорю, что я футболистка, люди, наоборот, говорят, что знают такой клуб, у меня такая футболистка-подруга. Поэтому ещё раз огромное спасибо Сергею Владимировичу, что тогда поверил в меня и дал шанс. Что касается ориентиров, то, в принципе, мне это просто нравилось, просто хотелось этим заниматься. Я приходила на тренировку, и у меня исчезали все проблемы вокруг. Для меня тренировка – это было реальное счастье. А потом приходилось возвращаться в рутину. Поэтому я хотела как можно больше времени проводить на тренировках, потом стала смотреть как можно больше матчей, стали нравиться какие-то команды. Но чтобы когда-то был какой-то кумир, царь и бог, что я на него молюсь и хочу быть такой же, этого не было. Я старалась подмечать у разных игроков лучшее и пытаться сочетать все эти качества в себе. Именно в тот момент я и столкнулась впервые с пляжным футболом. У меня был маленький телевизор, который еле цвет передавал. Как-то я пришла со школы, включаю футбол, а футбол там не на траве, не на паркете, а на песке! Играла сборная России, и как круто играла. В итоге, спустя годы эти люди практически постоянно находятся рядом со мной, а один из этих игроков мой непосредственный тренер в сборной.



В: Ощущаешь, что сейчас ты сама являешься для кого-то примером для подражания, ориентиром?

О: Так и есть. У меня есть дети, которых я тренирую уже продолжительное время. Есть те, кто болеет, пишет, переживает. Это всегда было, но всё равно стараюсь держать планку, как-то радовать большее количество людей, но сильно на этом не акцентируюсь. Просто стараюсь всё делать правильно, чётко, чтобы люди могли следовать моему примеру.


В: В какой момент тебе самой захотелось быть наставницей, передавать свой опыт, знания, учить чему-то? Это возникло спонтанно?

О: Я всегда была бунтаркой, всегда задавала множество неудобных вопросов тренерам. Говорила, что это не то, это не так. Один раз в Лодейном Поле тренер дал какое-то упражнение, я говорю: «Оно глупое и не имеет смысла, так в игре не бывает». Я уперлась, мы с ним спорили, в итоге он бросил мне свисток, сказал: «Сама проводи тренировку» – и ушел. Я взяла свисток и реально провела тренировку. Девчонки слушались меня, всё прошло нормально. И подменяла я периодически Ивана Сергеевича Канаева, так постепенно в это всё вливалась. И что касается собыий на поле,то я внутри команды могла подсказать, как-то с игроками договариваться, что-то делать, менять. Иван руководил с бровки, а я непосредственно на поле. Это всё набиралось, и когда открывалась детская школа, ни у кого даже не возникло вопросов, кого надо ставить тренером.



В: В родном городе следят за твоими успехами? Есть ли музей Анны Черняковой в родной школе? Часто посещаешь школу, встречаешься со своими учителями?

О: До музея пока дело не дошло, но было такое, что когда мы выиграли со сборной свой первый же турнир (Кубок Европы), меня и Викторию Силину приглашал Глава Республики Карелия. И потом, когда мы выигрывали какие-то международные соревнования, нас губернатор хотел бы видеть, но не всегда получалось приехать. В целом много кто следит, в том числе у меня осталось много родственников, все друг с другом переговариваются, смотрят матчи, болеют, переживают. Кто-то из учителей моей школы до сих пор следит за моими успехами. Я уехала из родного города в Лодейное Поле в середине девятого класса, и школу заканчивала уже в другом городе. Все учителя отнеслись к этому с пониманием, понимая мои цели, задачи и перспективы, спасибо им огромное всем за это. К сожалению, навещать часто не получается. Кто-то уже ушел, всё-таки лет немало прошло с тех пор, как я школу закончила. Общаемся в основном через социальные сети.


В: В январе ты присоединилась к «Кристаллу», подписав контракт. Это твой первый профессиональный контракт в футболе?

О: Можно сказать, что да. Была «Аврора», но туда я попала в середине года, и достаточно тяжело было влиться именно в такой чемпионский состав. Немножко моя психика была неокрепшая, не выдержала давления. Сейчас, конечно, мне было бы проще и в игровом, и в психологическом плане. А тогда, так скажем, не получилось. При этом мне хотелось поехать на Euro Winners Cup, в итоге со мной досрочно разорвали контракт, и я в спокойном режиме, ни о чем не переживая, смогла поехать с пляжным футболом в другую страну.



В: Не тянет вернуться на паркет? Как, например, твоя коллега по сборной России и «Кристаллу» Светлана Иванова, которая сейчас выступает за футзальную команду.

О: Я просто столько лет играла во всё, я даже боюсь представить, в какие форматы ещё можно было «запихаться». Всё равно усталость от этого накапливается. Сейчас я, наоборот, выдыхаю, что мне не нужно распыляться: в пятницу играть на песке, в субботу ехать играть 7х7, в воскресенье 11х11, а потом ещё что-то где-то… Не сказать, что меня не тянет совсем, если будет необходимость, я без проблем сыграю в любой формат, но сейчас хочется спокойно заниматься чем-то одним. Но если вдруг у футзального «Кристалла» не будет хватать игроков, а на пляжке будет масштабный перерыв, то могу с радостью помочь, потому что, как минимум, тренировки на таком уровне – это тоже определенный опыт, в том числе мне не как игроку, и как тренеру на будущее. А так, куда-то срываться и упрашивать руководителей: «Пустите меня, пожалуйста, я хочу поиграть в какой-то формат», такого нет. Я всё-таки должна выкладываться в одном формате.


В: Как раз, если говорить об усталости. Ты сейчас профессиональный футболист сильнейшей женской пляжной футбольной команды, при этом тренируешь юных футболистов, а также работаешь управляющей стадиона. Как хватает времени на всё? И остаются ли ещё какие-то мгновения для увлечений, не связанных с футболом? Как ты любишь проводить часы досуга, если они, конечно, есть?

О: Вот когда этот досуг появляется, с учетом всех объемов задач, я предпочитаю лежать, чтобы мне даже никто не звонил, потому что рабочее время у меня получается чуть ли не круглосуточно, и сейчас, с учетом обстоятельств перехода, пока я не вошла в режим, остаются мелочи, которые нужно доделать. Выходит достаточно большая нагрузка, и вечерами бывает тяжеловато, но ничего не поделаешь, надо просто пережить этот период, немного систематизировать всё, что происходит.


В: Достаточно символично получилось, что свой первый серьезный опыт в пляжном футболе ты приобретала именно в «Кристалле». И вот у тебя десятилетний перерыв в выступлениях за «Кристалл», и теперь ты снова в «Кристалле». Не думала об этом?

О: Ну, думать никто не запрещает (смеется). Главное - не мысли и слова, а поступки, которые мы совершаем. Изначально была какая-то идея, в которую я верила, и, как загипнотизированные, все к ней стремились. У меня многое было завязано на «Звезде». С самого начала, с основания, был какой-то костяк, которым мы добивались результатов. Потом в какой-то момент стало совсем тяжело… Вообще, мой переход - это что-то из киносценария. Чтобы настолько все пазлы сложились. В конце концов сложилась такая ситуация, что если я хотела продолжать играть на высоком уровне, нужно было переходить в «Кристалл». Но со «Звездой» было бы очень мучительно расставаться, особенно если бы там оставался Иван, к которому все были привязаны. И тут Иван уходит, и всё, в какой-то степени, пошатнулось. С другой стороны, мы начали общаться с руководством «Кристалла», а по итогу и вовсе выясняется, что «Звезда» закрывается. Так что всё сложилось так, словно судьба подвела меня к этому через десять лет. Видимо, мне эти десять лет надо было прожить, набраться опыта, в первую очередь нефутбольного, и прийти в «Кристалл» взрослым, окрепшим человеком.



В: Так получилось, что ты играла в «Звезде», когда она была гегемоном в российском женском пляжном футболе, теперь ты пришла в «Кристалл», который многие специалисты называют также гегемоном, отобравшим этот «титул» у «Звезды». Насколько вообще такая постановка вопроса корректна, ведь «Звезда» ещё до прихода «Кристалла» в 2021 году смогла завоевать лишь серебряные медали Чемпионата России и Всероссийских соревнований (и эти медали стали единственными для Петербурга в том году). А начиная с 2022 года с приходом «Кристалла» по настоящее время Санкт-Петербург завоевал все медали всех всероссийских турниров. Может, правильнее говорить о гегемонии петербургского женского пляжного футбола?

О: Конечно, мне как игроку «Звезды» было здорово, круто, классно, когда две «Звезды» играли в финале, и моя «Звезда» выигрывала. Начинаешь играть в полноги, забиваешь авоську мячей, знаешь, что тебе дадут статуэтку. Так что, в любом случае, появление «Кристалла» определенный «буст» пляжному футболу дало, сто процентов. Вопрос в том, что другие команды в какой-то степени не хотят или не могут конкурировать с «Кристаллом», но это уже их трудности. Что касается пляжного футбола в Санкт-Петербурге, то, что у нас такая топовая конкуренция, ну, это так и есть. Уже на протяжении продолжительного времени. Как минимум, это связано с тем, что у нас больше возможностей в плане тренировочного процесса и, пожалуй, лучшая система соревнований. Для девочек уже который год проводится турнир «Новая надежда». И, конечно, люди, которые заинтересованы в развитии пляжного футбола, стараются всё это поддерживать. К сожалению, в регионах, и даже в Москве, такого нет. Хотя в столице возможностей больше, чем где бы то ни было.


В: Ты упомянула про «гарантированные статуэтки». Сейчас в «Кристалле» ты вновь объединилась с Анастасией Горшковой. В своё время вы с «Шевой» регулярно чередовали получения званий лучшего игрока того или иного турнира. Как планируете теперь делить статуэтки?

О: Главное, чтобы мы кубок за первое место поделили, а остальное… (улыбается). У меня нет задачи выходить и биться за статуэтку. Вот у меня был первый матч за «Кристалл», и я кайфовала именно от того, что мы играли в классный футбол, все чётко знали, что делать. Даже несмотря на то, что мы вместе не так давно тренируемся, все понимали чётко, что делать, и я кайфовала именно от игрового процесса. Если в моменте, когда я буду кайфовать от игры и от нахождения внутри коллектива, у меня получится получить какую-то личную награду, я буду счастлива, буду говорить спасибо партнёрам. Если кто-то из моих партнёров получит эту награду, я буду радоваться за них не меньше и буду счастлива, что я им помогла её завоевать. Получить личную награду, конечно, всегда приятно, но из-за этого не отдать передачу партнёру и всё сделать самой у меня нет никакого желания. Поэтому сейчас вектор моих прошлых амбиций немножко сместился. Повторюсь, я в первую очередь хочу играть и получать удовольствие от футбола, которого мне не хватало, и надеяться на то, что «откроются» международные турниры.



В: Ты выиграла практически всё в пляжном футболе, остались ли ещё «незакрытые гештальты»? Может быть, Кубок России, который ещё не покорялся Анне Черняковой? Возможно, в том числе с этим и был связан переход в «Кристалл», единственного обладателя женского Кубка России по пляжному футболу в истории?

О: Ну, я со «Звездой» уже выигрывала Кубок России, когда он ещё не был Кубком России (смеется). А если без смеха, то очень хочется выиграть Чемпионат мира или Олимпийские игры